Куличкин БлогА это мой другой блог 1 28.06.2010 06:24Читать только В помощь регенту мужского хораИтак, вы решили создать мужской хор. Поздравляю! Но с чего начать?Это зависит от того,, кто в вашем хоре будет петь. Разумеется, в общем случае, надо опираться на те голоса, которые чувствуют себя более-менее уверенно. Но что делать, если таких нет? Пожалуй, так чтобы совсем нет, не бывает. По крайней мере, регент что-то спеть может. Значит, один голос уже есть. Это вы.Дальнейшая логика зависит от того, в какой тесситуре удобно петь лично вам: партию баса, баритона, второго или первого тенора. Это первое. И нужно как можно более точно понять реальные возможности ваших певцов. При работе с ними вы будете внезапно обнаруживать, что то или иное ваше решение вдруг оказалось удачным. Все время ничего не получалось, и вдруг получилось. Тогда не зевайте и сразу фиксируйте это решение: его следует многократно повторять. Потом — вдруг! — и опять что-нибудь получится. Опять фиксируйте. И так далее. Здесь мы рассмотрим ситуацию, когда у регента высокий голос, и он может петь партию первого или второго тенора. Если у регента баритон, схема будет несколько отличаться. Трудности помещаем в баритоновую партию, но главное, пожалуй, не это. Длинные «тянучки» в средних голосах обычно звучат неплохо, а иссон у первого тенора — довольно странное явление. Об этом будет необходимо подумать. А если у регента бас, схема работы может быть даже в чем-то аналогична разучиванию молебна с женским хором. Добавлю, что если в мужском хоре два человека (один из которых регент) уверенно поют бас и один из верхних голосов, это избавляет вас от 75% процентов трудностей. К любым трем уверенным голосам добавить четвертый трудностей практически не представляет. А если четыре человека уверенно поют все четыре партии — это основа мужского хора, который в данном случае фактически уже есть.Мы рассмотрим экстремальный случай. Когда кроме регента других полностью устойчивых голосов нет. Что делать?Для начала следует понять, что учить. Думаю, что ответ практически очевиден. Надо учить Литургию. Это самое простое. В ней есть большое количество повторяющихся музыкальных элементов, которые сами по себе могут быть предельно простыми. Настолько простыми, что их способен спеть даже самый непрофессиональный хор. И даже есть огромное количество самых простейших нот для всех песнопений. С одним лишь «но». Все песнопения современного обихода рассчитаны на смешанный хор, где верхнюю пару голосов поют женщины. «Ну и что из этого,» - спросите вы, — «ведь те же самые песнопения фигурируют и в соответствующих сборниках для мужского хора, только в других тональностях». Да, это верно. Только для мужского хора простейшие песнопения смешанного хора перестают быть простейшими, а становятся виртуозными концертными номерами. И убедиться в этом очень легко. Как тут быть?Давайте разбираться. Для начала попробуем настроить мужской хор. По всей видимости, это умеют делать далеко не все, и вот почему. Существует мнение, что мужской хор изначально звучит фальшиво по сравнению со смешанным. Потому что, вроде как, мужские голоса обладают бОльшим количеством обертонов, чем женские, и им труднее «попасть» точно в ноту. Возможно, это верно. Но похожие проблемы возникают и у профессиональных вокалистов (женщи
Комментариев нет:
Отправить комментарий